Соборная мечеть


Служение в Вере.
Мусульмане в блокадном Ленинграде.


Сотни тысяч мусульман Советского Союза сразу же после начала войны, решительно влились в ряды защитников своей Родины. Патриотическая позиция рядовых верующих и их духовных наставников нашла свое выражение в самых разных формах: активное участие в сражениях на фронте и в тылу врага, сбор средств в Фонд обороны, снабжение Красной Армии оружием, снаряжением, продовольствием, поддержка семей воинов, ушедших на фронт, забота о миллионах сограждан, эвакуированных из районов боевых действий. Руководители мусульманских религиозных общин, имамы мечетей в своих обращениях к верующим, в проповедях призывали правоверных, не жалея сил сражаться с фашистскими захватчиками, оказывать всемерную помощь Красной Армии, советскому государству в деле борьбы за освобождение оккупированных врагом земель и разгрома гитлеризма.

В мае 1942 года в Уфе состоялся съезд представителей исламских религиозных деятелей и верующих страны. Выступая на нем, председатель Центрального духовного управления мусульман муфтий Габдрахман Расулев сказал: "Нет ни одного правоверного, чей сын, брат или отец не дрались бы сегодня с немцами, отстаивая с оружием в руках нашу общую Родину, так же, как и нет, наверное, ни одного, кто бы в тылу не помогал делу победы своим трудом на фабриках и заводах. Ибо мы, мусульмане Советского Союза, хорошо помним слова великого Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): "Любовь к Родине и ее защита являются одним из условий веры". Помощь воину, идущему на фронт, вооружением равносильна участию в сражении. Мирный труд мужчин и женщин, занявших рабочие места ушедших на фронт воинов, равносилен участию в бою".


Советские муфтии объявляли джихад Германии, призывая всех мусульман Советского Союза подняться на священную войну против нацистов.
В обращении муфтиев к мусульманам говорится: «В этой святой Отечественной войне против фашистской Германии и ее приспешников, покажите перед всем миром верность свой Родине, молитесь в мечетях и молитвенных домах о победе Красной армии». 
Под руководством муфтиев собирали пожертвования на танки, одежду и продукты питания для фронта. Во время войны было создано 19 национальных стрелковых дивизий РККА, 20 кавалерийских дивизий, 15 национальных стрелковых бригад. Некоторые из этих частей за свои подвиги получили потом наименование гвардейских. Воевали мусульмане и в составе обычных воинских формирований. На джихад ушло около 180 тыс. туркмен, 200 тыс. таджиков, 300 тыс. киргизов, 600 тыс. азербайджанцев, сотни тысяч татар.
Помогали мусульмане и другими способами. Только в 1943 году на военные нужды приверженцы ислама в СССР собрали более 2,5 млрд рублей. Мусульманские женщины отдавали ради победы последние украшения и сбережения. На эти деньги было построено несколько танковых колонн и приобретено большое количество военного имущества для Красной армии.

 В марте 1943 года главнокомандующий Вооруженными Силами Советского Союза И. В. Сталин направил телеграмму председателю Центрального духовного управления муфтию Габдрахману Расулеву с просьбой передать благодарность мусульманам, участвовавшим в сборе средств на постройку танковой колонны. Осенью 1943 года Советское правительство дало согласие на создание Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана в Ташкенте. Несколько позже были образованы Духовное управление мусульман Северного Кавказа в Буйнакске и Духовное управление мусульман Закавказья в Баку. В Бухаре стало функционировать медресе "Мир-Араб".
В городах и селах страны были открыты сотни мечетей. Мусульманам были возвращены более тысячи различных культовых мест и учреждений. Из тюрем и лагерей было выпущено большое количество служителей Ислама.
Мусульмане заслужили почетное место в ряду победителей. Их вера помогала им воевать. Они становились летчиками и моряками, танкистами и пехотинцами, артиллеристами и саперами и вынесли все тяготы войны на пути от Москвы до Берлина. Более полутысячи из них кровью заслужили звание Героя Советского Союза — среди них татары, казахи, узбеки, дагестанцы, азербайджанцы, башкиры и представители других больших и малых народов СССР.


Религиозная жизнь мусульман в блокадном Ленинграде и послевоенные годы.

После закрытия Соборной мечети в 1940 году центром религиозной жизни мусульман Ленинграда в 1940-1950 годах стало Татарское кладбище в Волковой деревне.
Татарский участок кладбища – одно из старейших сохранившихся мусульманских кладбищ в Европе. Оно было основано в 1826 г. в ответ на ходатайство военного ахуна (ахун (перс.) — наставник, в России до 1917 высшее духовное звание в мусульманском духовенстве, контролировал деятельность духовенства)  Отдельного гвардейского корпуса Д. Хантемирова. В том же году под мусульманское кладбище был выделен участок в 2 десятины земли на берегу реки Волковки в районе Волковой деревни – в трех верстах от города. Главной причиной выбора этого места было то, что при Екатерине II здесь компактно хоронили турецких военнопленных, проживавших неподалеку от Волковой деревни.
После закрытия для верующих мечети в 1940 г. значение Ново-Волковского кладбища в жизни мусульман возросло. Кладбище находилось на городской окраине, и для людей, проживавших в других районах, было настоящим подвигом добраться до этого отдаленного места, но, несмотря на это, на пятничные намазы там собирались сотни людей.
Важнейшим для истории мусульманской общины Ленинграда и Ленинградской области стал 1956 год. В этом году вновь была открыта для богослужений Соборная мечеть. Существует легенда, что это произошло после того, как премьер-министр Индии Джавахарлар Неру, посетивший Ленинград в июне 1955 г., захотел побывать в мечети, а она оказалась закрыта. А следом приезд в город на Неве первого президента Индонезии Ахмада Сукарно сыграли положительную роль в открытии столичной мечети Российской империи.
На дошедших до нас в большом количестве снимках запечатлено посещение Ленинградской Соборной мечети президентом Индонезии А. Сукарно в августе 1956 г. и июне 1961 г., президентом Г.А. Насером в мае 1958 г., делегациями из Индии, Ливана, Пакистана и других стран.